WWW.PROGRAMMA.X-PDF.RU
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА - Учебные и рабочие программы
 


« ...»

Дайджест СМР

-2Содержание

От первого лица

четвертом информационно-образовательном брифинге в рамках Программы повышения

кадрового потенциала в российском СМР

Что? Где? Когда?

Инструкция по применению

Кто есть кто (партнерство в развитии)

возможности - перспективы новых участников»

Проект в фокусе

Узнать больше

Что есть что

Управление содействия международному развитию (СМР)

Россотрудничество

-3От первого лица Выступление заместителя Министра иностранных дел России Г.М. Гатилова на четвертом информационно-образовательном брифинге в рамках Программы повышения кадрового потенциала в российском СМР (11 сентября 2014 г.) Проблематика СМР весьма обширна и многогранна. Прежде всего, хотел бы сосредоточиться на некоторых аспектах данного вопроса, которые считаю ключевыми в связи с утвержденной Президентом России 20 апреля с.г. Концепцией государственной политики Российской Федерации в области СМР.

Принципиально важно, что в Концепции четко закреплена роль СМР как одного из инструментов внешней политики нашего государства. Тем самым создан необходимый фундамент для формирования стройной системы российского СМР при обеспечении надлежащей роли МИД России среди других министерств и ведомств.

Не менее существенно, что в Концепции заложен межведомственный механизм выработки согласованной национальной политики в области СМР в форме соответствующей Комиссии с наделением МИД России функциями разработчика общей стратегии и мер государственной политики в области СМР.

Полагаю, что сейчас перед всеми нами стоит задача по оперативной разработке и согласованию положения о данной Комиссии. Со своей стороны

–  –  –

МИД России уже подготовил предложения по субстантивному наполнению указанного документа, рассчитываем на конструктивное взаимодействие в этом вопросе со всеми профильными министерствами и ведомствами.

Не менее важным, на мой взгляд, является гармонизация государственной программы Российской Федерации «Внешнеполитическая деятельность», ответственным исполнителем которой утвержден МИД России, с основополагающими положениями новой Концепции. Речь идет в первую очередь о приведении в соответствие содержания и финансового обеспечения госпрограммы с тезисом Концепции о СМР как внешнеполитическом инструменте России.

Утверждение Президентом России новой Концепции накладывает на Министерство дополнительную ответственность по реализации эффективной политики в области СМР, что крайне трудно при очевидном дефиците квалифицированных специалистов соответствующего профиля. Считаю, что настало время для того, чтобы приступить к целенаправленной системной работе по их подготовке. При этом, как представляется, нужно задействовать как имеющиеся у нас внутренние возможности в лице ряда ВУЗов соответствующего профиля (МГУ им. М.В.Ломоносова, МГИМО, Финансовая академия, возможно, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова и Академия внешней торговли и др.), так и потенциал соответствующих организаций системы ООН (в частности, в форме секондмента).

За последние два года руководством страны приняты также принципиальные решения в отношении оказания российского СМР на двусторонней основе. По мере формирования целостной национальной системы содействия в указанном формате ее доля в общих объемах российской помощи будет, несомненно, неуклонно возрастать. Пока же большая часть российского СМР направляется через каналы международных Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

-5организаций. В этой связи их роль и значение для продвижения российских интересов посредством СМР нельзя переоценить. Агентства системы ООН предоставляют в наше распоряжение весьма эффективный комплексный механизм оказания содействия развитию, включающий отработанные схемы мониторинга потребностей населения страны-реципиента, контроля за реализацией проектов и полноценной отчетности.

В целях создания прочного фундамента долгосрочного взаимодействия России как донора с оперативными агентствами системы ООН ведется работа по подготовке соответствующей нормативно-правовой базы нашего сотрудничества. Первым документом такого рода стало соглашение о стратегическом партнерстве с Программой развития ООН (ПРООН), проект которого согласован всеми профильными российскими министерствами и ведомствами.

Это, без преувеличения, прорыв в наших отношениях с ПРООН: в соглашении заложен механизм имплементации совместных с Программой проектов в области СМР в виде Трастового фонда, предусмотрена возможность использования потенциала Программы для подготовки российских кадров в области СМР на условиях секондмента, а также зафиксирован приоритетный регион взаимодействия – государства СНГ, в первую очередь Центральной Азии.

Опыт подготовки проекта данного документа весьма полезен при проработке аналогичных соглашений с другими оперативными структурами системы ООН, в частности Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), которой МИД России совместно с коллегами из других министерств занят в настоящее время.

К числу приоритетных получателей российского СМР относятся страны СНГ при особом внимании к государствам Центральной Азии, традиционно имеющим тесные экономические, политические и культурные Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

-6связи с нашей страной и играющим важную роль в обеспечении ее безопасности.

За период с начала 2013 г. произошли заметные сдвиги в объемах оказания Россией СМР по линии организаций системы ООН на пространстве СНГ и в особенности в ЦА. Были приняты решения о финансировании более десятка проектов с разными сроками реализации (от 1 до 3 лет) общей стоимостью свыше 35 млн. долл. США.

Одновременно расширяется круг ооновских структур, участвующих в российском донорском содействии странам СНГ: помимо уже традиционных наших партнеров из ООН в лице ЮНИСЕФ, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) за последнее время в него вошли такие организации как ПРООН, Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Всемирная продовольственная программа (ВПП) и Объединенная Программа ООН по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС).

На начало сентября с.г. в ведении МИД России находился "портфель" из 23 проходящих процесс межведомственного согласования проектов содействия развитию, прежде всего, государств СНГ (Армения, Белоруссия, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан) по линии 7 оперативных агентств и спецучреждений ООН на общую сумму свыше 60 млн. долл. США.

При выборе проектов содействия развитию по линии ООН мы исходим из необходимости как продвижения национальных интересов России в приоритетных странах, так и обеспечения достижения ими Целей развития тысячелетия (ЦРТ). В связи с этим в фокусе российского содействия финансирование проектов в области здравоохранения (снижение материнской и детской смертности, борьба с инфекционными заболеваниями), образования, поддержания экологической устойчивости, продовольственной безопасности (программы «Продовольствие в обмен на Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

-7работу», организация школьного питания), а также комплексного социальноэкономического развития, направленного на сокращение нищеты и бедности.

Как известно, в настоящее время на площадке ООН идет напряженная работа по согласованию Глобальной повестки дня в области развития на период после 2015 г., в которой мы принимаем активное участие.

Промежуточные итоги международного переговорного процесса по данной проблематике позволяют надеяться, что набор Целей устойчивого развития, которые призваны придти на смену ЦРТ в качестве стратегического ориентира в области развития для государств-членов ООН начиная с 2016 г., в целом будет отвечать российским подходам в этой области. Велика вероятность, что большая их часть будет сформулирована вокруг приоритетных для российского СМР направлений, а именно образования, здравоохранения, энергетики, продовольственной безопасности, устойчивого промышленного развития, охраны окружающей среды. Таким образом, и в период до 2030 г. усилия России по содействию развитию будут органично вписываться в магистральный вектор политики мирового сообщества в этой области.

Важным элементом оказания российского СМР через систему ООН является проведение визитов межведомственных делегаций в страныреципиенты для оценки результатов реализации совместных проектов содействия развитию и определения перспективных направлений дальнейшего сотрудничества.

С 2012 г. по инициативе МИД России стартовала практика проведения «полевых» визитов в страны реализации проектов российского СМР. К настоящему времени, как известно, состоялись два подобных визита российских межведомственных делегаций: в Киргизию и Таджикистан, итоги которых были высоко оценены Правительством РФ. Намерены и дальше координировать работу по организации подобных визитов, стремясь к Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

-8формированию представительных «команд», включающих экспертов из всех российских профильных ведомств. В наших планах организация полевых «десантов» в Белоруссию и Армению. По мнению МИД России, подобные визиты не только способствуют укреплению партнерского взаимодействия с ООН и дружеских отношений со стратегическими союзниками России, но и придают дополнительный импульс решению ряда конкретных вопросов по проектам содействия развитию.

Представляется, что деятельность в области российского СМР через механизмы ООН требует дальнейшего совершенствования, прежде всего с учетом опыта работы в двустороннем формате и продвижения российских интересов в приоритетных для нас регионах.

При проработке проектов содействия с нашими партнерами из ООН исходим из необходимости достижения целей, отвечающих насущным потребностям и национальным традициям наиболее уязвимых слоев населения стран-реципиентов. Как показывает практика, представители ООН конструктивно воспринимают наши пожелания, готовы корректировать подходы в соответствии с нашими рекомендациями и максимально учитывать наши интересы, в том числе при выборе проектов и в целях обеспечения широкой демонстрации российского флага.

Достижение максимального внешнеполитического эффекта от наших усилий в области СМР напрямую зависит также от их качественного и оперативного информационного сопровождения. В этой связи полагаю необходимым и далее вести работу по совершенствованию этой составляющей нашей деятельности. Одним из аспектов указанной проблемы является разработка и регистрация официальной символики российского СМР. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Надо оперативно завершить данный процесс.

–  –  –

Опираясь на базовые положения новой Концепции государственной политики России в области СМР, намерены и далее активно и с большей отдачей использовать соответствующий потенциал оперативных агентств системы ООН.

–  –  –

Выступление заместителя министра иностранных дел Российской Федерации Г.М.Гатилова на сессии ЭКОСОС ООН 7 июля 2014 г. заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М. Гатилов выступил на сегменте высокого уровня основной сессии Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС ООН). Темой выступления стала Глобальная повестка в области развития на период после 2015 г.

В своей речи Г.М.Гатилов отметил, что Россия последовательно закрепляется на позиции донора, увеличивает объемы и совершенствует формы и способы оказания внешней ресурсной поддержки нуждающимся странам. В 2013 г. размеры российской официальной помощи развитию превысили 600 млн. долл. США. С полным текстом выступления Г.М.

Гатилова можно ознакомиться на сайте МИДа.

Долгосрочные инвестиции для улучшения имиджа России Имидж России в мире сейчас искусственно радикально занижен, и необходимо приложить усилия, чтобы страну воспринимали такой, какая она есть на самом деле, считает руководитель Россотрудничества Константин Косачев (газета «Ведомости», 8.09.2014).

Общая сумма финансирования Россотрудничества составляет около 2,5 млрд руб. в год. Агентство запрашивает больше - 3,4 млрд руб. на этот год и 6 млрд руб. в 2016 г., рассказал К. Косачев. «В этой в высочайшей степени конкурентной среде надо прилагать большие усилия. Такие расходы надо рассматривать как долгосрочные инвестиции», - добавил он.

Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 11 Квота на обучение вьетнамских граждан к 2020 г. будет увеличена до 1000 человек ежегодно 5-6 сентября 2014 г. делегация Министерства образования и науки Российской Федерации во главе с заместителем министра Александром Климовым приняла участие в работе 17-го заседания Межправительственной Российско-Вьетнамской комиссии по торгово-экономическому и научнотехническому сотрудничеству во Владивостоке.

По итогам переговоров достигнуты договоренности о поэтапном увеличении квоты на обучение вьетнамских граждан к 2020 г. до 1000 человек ежегодно. С вьетнамской стороной было согласовано расширение числа вузов, участвующих в программе подготовки специалистоватомщиков.

Согласно п.10 Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию одним из приоритетных направлений российской помощи является «повышение качества образования, в первую очередь начального и профессионального, для населения государств - получателей помощи, а также обеспечение его доступности».

Подписано Донорское соглашение между Минздравом России и Европейским региональным бюро ВОЗ В рамках работы 64-й сессии Европейского регионального комитета Всемирной организации здравоохранения было подписано Донорское 1 Новость подготовлена по материалам официального сайта Министерства образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/443 2 Новость подготовлена по материалам официального сайта Минздрава России http://www.rosminzdrav.ru/news/2014/09/16/2010-podpisano-donorskoe-soglashenie-mezhdu-minzdravom-rossii-ievropeyskim-regionalnym-byuro-voz Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 12 соглашение между Европейским региональным бюро Всемирной организации здравоохранения и Минздравом России.

«Соглашение предполагает выделение финансовых средств в размере более 20 млн. долларов, которые будут направлены на создание и функционирование Географически удаленного офиса ВОЗ по профилактике и борьбе с неинфекционными заболеваниями в Москве», - сообщил Сергей Муравьев, директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минздрава России.

По мнению экспертов, открытие в Москве Географически удаленного офиса по неинфекционным заболеваниям обеспечит условия для наращивания усилий в области профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями.

Российские вирусологи прибыли в Гвинею для оказания помощи в борьбе с лихорадкой Эбола Специалисты Минздрава России прибыли в Гвинею для оказания помощи местным врачам в борьбе со вспышкой лихорадки Эбола. Как сообщил пресс-секретарь Министерства здравоохранения Российской Федерации Олег Салагай в соответствии с указанием Минздрава России и Роспотребнадзора в Гвинею были направлены ведущие российские специалисты-вирусологи: академик Виктор Малеев (Центральный НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора) и профессор Михаил Щелканов (НИИ вирусологии имени Ивановского). Оба специалиста имеют опыт расследования причин эпидемий и вспышек тяжелых вирусных заболеваний.

Решение об отправке дополнительного медперсонала последовало после того, как генеральный директор ВОЗ Маргарет Чэнь назвала существующую ситуацию «чудовищно неадекватной». По ее словам,

–  –  –

нынешняя вспышка Эболы является «крупнейшей за всю сорокалетнюю историю с момента открытия этого заболевания».

Россотрудничество и Германское Общество по Международному Сотрудничеству (ГИЦ) создадут «Дорожную карту проектного взаимодействия»

В Россотрудничестве состоялась встреча руководства и сотрудников Агентства с представителями Германского Общества по Международному Сотрудничеству (ГИЦ). На встрече обсуждались вопросы создания национальных систем содействия развитию, в том числе механизмы межведомственной координации, планирования и оценки проектов и программ, а также вовлечения бизнеса в сферу СМР. Предоставление помощи развитию на двусторонней основе затрагивалось в контексте опыта ГИЦ в разработке страновых стратегий партнерства. Важно отметить, немецкие партнеры имеют большой опыт поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, который может быть полезен Россотрудничеству.

По итогам встречи было принято решение о создании «Дорожной карты проектного взаимодействия Россотрудничества и ГИЦ», первым шагом которой стало участие представителей ГИЦ в программе информационно-образовательных брифингов для сотрудников Агентства и других федеральных органов исполнительной власти, проводимых под эгидой МИД России в партнерстве с ПРООН.

В Пекине прошел международный семинар, посвященный проблемам содействия развитию 1 июля в Пекине состоялся международный семинар, посвященный проблемам СМР. Мероприятие было организовано представительством ПРООН в КНР и Институтом сотрудничества в области международного

–  –  –

развития Китайской академии международной торговли и экономического сотрудничества.

В семинаре приняли участие более двадцати представителей ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Бурунди, Великобритании, Индии, Китая, Республики Корея, Мексики, России, США и Японии.

Руководитель представительства Россотрудничества в КНР Виктор Коннов выступил на семинаре с докладом, в котором изложил российскую концепцию содействия международному сотрудничеству. Была подчеркнута роль Россотрудничества, наделенного дополнительными полномочиями в сфере СМР Указом Президента России от 8 мая 2013 г.

Правительство РФ выделит 6,7 млн долларов на улучшение благосостояния 1 млн граждан Таджикистана Согласно распоряжению, опубликованному на Официальном интернетпортале правовой информации http://pravo.gov.ru/, Правительство Российской Федерации выделит в бюджет Программы развития ООН в 2014-2016 гг. 6, млн долларов на осуществление проекта «Улучшение благосостояния одного миллиона человек сельского населения, проживающего в девяти районах республики Таджикистан». В соответствии с документом, в 2014 г. на эти цели будет перечислено 2,5 млн долларов, в 2015 и 2016 гг. - по 2,1 млн долларов.

Распоряжение возлагает обязательства по информированию ООН и правительства Таджикистана о принятом решении на Министерство иностранных дел Российской Федерации. Порядок перечисления и использования указанных средств на выполнение программы будет согласован МИД России с Минфином и Минэкономразвития.

–  –  –

Министерству финансов Российской Федерации дано поручение обеспечить финансирование расходов за счет бюджетных ассигнований в текущем году.

КСР ОЭСР обновил данные по российской ОПР за 2013 год Комитет содействия развитию Организации экономического сотрудничества и развития (КСР ОЭСР) обновил статистические данные по официальной помощи развитию (ОПР) по России за 2013 год. Теперь российская ОПР за 2013 год составляет 713,66 млн долларов, из которых 361,85 млн долларов приходится на двустороннюю помощь. Согласно более ранним данным показатель российской ОПР ровнялся 609,6 млн. долларов.

Более подробно ознакомиться с новыми статистическими показателями КСР ОЭСР по российской помощи развитию можно здесь.

–  –  –

Финансовые потоки в СМР: прочее официальное финансирование При оценке объемов средств, выделяемых той или иной страной на цели содействия развитию, принято, прежде всего, ориентироваться на показатели объемов официальной помощи развитию (ОПР). Однако помимо ОПР члены КСР ОЭСР также ведут учет и других потоков помощи.

По источникам финансирования все потоки СМР разделяют на две большие группы: частные и государственные. В то время как частное финансирование включает в себя такие формы помощи как ремиттанс, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), портфельные инвестиции, займы и гранты, государственная помощь состоит из двух основных категорий:

официальная помощь развитию и прочее официальное (ОПР) финансирование (ПОФ).

Прочее официальное финансирование (Other Official Flows, OOF) – это финансовые потоки, в которые включаются транзакции государственных органов странам-реципиентам. Однако данные транзакции не соответствуют критериям ОПР: их конечной целью не является содействие развитию, а их грантовая составляющая составляет менее 25%3.

Место ПОФ в сетке финансовых потоков СМР можно увидеть на схеме, приведенной ниже.

–  –  –

Одной из основных форм ПОФ являются экспортные кредиты, которые осуществляется в виде отсрочки платежа или предоплаты товара. Они могут предоставляться либо по льготной, либо по рыночной процентной ставке.

Далее приведем некоторые другие примеры ПОФ:

Гранты развивающимся странам, предоставляемые в 1.

коммерческих (преимущественно) или представительских целях.

Официальные транзакции на двусторонней основе с целью 2.

содействия развитию, которые не являются льготными по характеру либо имеют грантовый элемент менее 25%.

Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 18 Официальные транзакции на двусторонней основе, которые, вне 3.

зависимости от доли грантового элемента, главным образом, имеют целью содействие экспорту. Эта категория по определению включает экспортные кредиты, предоставляемые развивающимся странам напрямую государственными агентствами или учреждениями.

Чистая покупка правительствами и центральными финансовыми 4.

учреждениями ценных бумаг, выпущенных многосторонними банками развития, по рыночным условиям.

Субсидии (гранты) частному сектору с целью «смягчить»

5.

условия кредитов, выданных развивающимся странам.

Выделение средств в поддержку частных инвестиций 6.

(государственные займы и гранты частным компаниям в стране-доноре, направленные на помощь в финансировании конкретного капиталовложения в развивающейся стране).

Государственное прямое либо портфельное инвестирование 7.

(акции и доли), которое не удовлетворяет требованиям ОПР.

Реструктуризация долга, не являющегося ОПР, по рыночным 8.

условиям и отказ от взыскания долга страной-донором и др.

Несмотря на то, что ПОФ не ставит своей целью содействие развитию, и оценка его потоков затруднена отсутствием четкой методологии, оно играет заметную роль в общем объеме денежных потоков СМР.

Финансирование в рамках ПОФ направлено на оказание экономической поддержки странам получателям помощи и на установление долгосрочных взаимовыгодных связей между странами донорами и реципиентами международной помощи.

–  –  –

Подготовлена в качестве документа зала заседаний для Форума ООН по сотрудничеству в целях развития (Нью-Йорк, 10-11 июля 2014 г.) В данной Записке изложены основные выводы по итогам работы международной конференции «Международное сотрудничество в интересах развития: тенденции и формирующиеся возможности – перспективы новых участников», которая была совместно проведена Турецким агентством по сотрудничеству и координации (TIKA) и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) 19-20 июня 2014 г. в Стамбуле (далее – Стамбульская конференция).

Стамбульская конференция стала совместной инициативой Правительства Турции и ПРООН в условиях, когда международное сообщество обсуждает будущие направления сотрудничества в интересах развития в продолжение Встречи высокого уровня в Мехико в апреле 2014 г. и в преддверии Форума ООН 2014 г. по сотрудничеству в целях развития. В работе конференции приняли участие около 300 делегатов, в том числе министры, должностные лица высокого уровня, ведущие ученые, представители гражданского общества и благотворительных организаций из свыше 40 стран мира. В рамках пленарных и тематических заседаний был обсужден широкий круг вопросов и создана платформа для открытого диалога и выработки новых идей.

Данная Записка предназначена для ознакомления участников Форума ООН 2014 г.

по сотрудничеству в целях развития с основными выводами Стамбульской конференции. В Записке отражены ключевые темы обсуждения на Стамбульской конференции и представлены 20 основных выводов под соответствующими подзаголовками.

Данная Записка не обязательно отражает точку зрения ПРООН и TIKA и не является официальным документом Конференции.

–  –  –

A. Сотрудничество Юг-Юг

1. Сотрудничество Юг-ЮГ является мощным инструментом сотрудничества в интересах развития в мировом масштабе и заслуживает признания и широкого освещения. При необязательности формирования официальных механизмов, представляется целесообразным выработать общее понимание способов принятия во внимание Сотрудничества Юг-Юг, в том числе адекватного отражения значимости передачи знаний и опыта, демонстрируя его возможности в качестве существенного дополнения программ помощи.

2. Сотрудничество Юг-Юг нуждается в институциональной поддержке, укреплении потенциала и механизмах инфраструктуры, соответствующих его усиливающейся роли, включая продвижение Сотрудничества Юг-Юг в сфере торговли, инвестиционной деятельности и технологического сотрудничества; а также поддержке растущего числа создаваемых агентств по вопросам сотрудничества в интересах развития на Юге.

3. Многообразие Сотрудничества Юг-Юг и других формирующихся участников требует признания, включая новые формы горизонтального сотрудничества, зачастую поддерживаемые значительными финансовыми потоками; появление новых участников, которые традиционно не являются частью дискурса Юг-Юг (таких, как государства Восточной Европы и Центральной Азии); а также широкий спектр усилий в рамках Сотрудничества Юг-Юг, предпринимаемых негосударственными структурами.

4. Взаимосвязи между Сотрудничеством Юг-Юг и нетрадиционными источниками финансирования в целях развития требуют изучения, в том числе посредством разработки приемлемых для банковского финансирования проектов, являющихся результатом инициатив Юг-Юг, и определения Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 21 механизмов ускоренного освоения значительных сумм накоплений, аккумулированных на Юге. Также расширяется поддержка инициатив в интересах международного развития со стороны южных благотворительных организаций и частных лиц.

5. Механизмы взаимного изучения и обмена знаниями между участниками Сотрудничества Юг-Юг, включая те из них, которые основаны на трехстороннем партнерстве с традиционными донорами и международными организациями, нуждаются в усилении для создания возможностей для развития потенциала Сотрудничества Юг-Юг.

B. Сотрудничество Юг-Юг и Трехстороннее сотрудничество впостконфликтных странах

6. Сотрудничество Юг-Юг может сыграть ключевую роль в условиях постконфликтного и переходного периода, а также, в равной степени, в предотвращении конфликтов. «Новый курс на вовлеченность в хрупких государствах» является основой для поддержки стран с нестабильной ситуацией и открывает возможности для Южных партнеров, которые зачастую являются более гибкими и открытыми для принятия соответствующих рисков.

Сотрудничество Юг-Юг также обеспечивает более оперативные, более приемлемые и экономичные решения, что позволяет диверсифицировать предоставление знаний и опыта в постконфликтный период.

7. Необходимы дополнительные усилия для понимания и использования возможностей Сотрудничества Юг-Юг и других формирующихся партнеров в содействии в условиях постконфликтного периода. Модели горизонтального сотрудничества в таких условиях могут варьироваться от прямого сотрудничества на внутристрановом уровне (например, помощь, оказываемая Сомали со стороны Турции) до центров передового опыта по конкретным Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 22 проблемам (например, ведущая роль Хорватии в области противодействия незаконному распространению стрелкового оружия и легких вооружений), а также региональных инициатив и программ добрососедства в реализации мер по укреплению доверия (например, «Сердце Азии» или «Новый шелковый путь»).

C. Будущие направления сотрудничества в интересах развития в Дебатах по повестке дня в области развития на период после 2015 г.

8. В условиях недостаточности ресурсов важнейшее значение приобретает умноженное воздействие. Партнерам в области развития необходимо более широкое видение, чем концепция того, что единственными движущими силами изменений являются правительства.

Растет число коалиций заинтересованных сторон, таких как Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации (Альянс GAVI), Устойчивая энергетика для всех и Глобальный договор, которые помогают различным участникам объединять усилия в стремлении к достижению общих целей. При этом, ожидание реализации правительствами программ мер, основанных на соблюдении прав, рассчитывая, при этом, на рыночные решения, порождает нереалистичные ожидания государства и рынка.

9. Рост общественных механизмов создает транснациональные общественные движения с участием женщин и мужчин, которые все в большей степени требуют подотчетности государства и корпораций.

10. Для обеспечения трансформационного прорыва в рамках Повестки дня в области развития на период после 2015 г. необходимы более масштабные форумы для открытых дебатов по таким вопросам, как торговые соглашения, глобальная финансовая стабильность и подотчетность, а также общая, но дифференцированная ответственность.

D. Сотрудничество в интересах развития с наименее развитыми странами

–  –  –

11. Новые формирующиеся участники могут потенциально сыграть ведущую роль в реализации Стамбульской программы действий в рамках Сотрудничества Юг-Юг. В частности, многие развивающиеся поставщики услуг обладают хорошими возможностями для удовлетворения потребностей наименее развитых стран в области развития в сфере производственного потенциала и сельского хозяйства в увязке с их растущей инвестиционной активностью в этих странах. Страны со средним уровнем доходов могут сыграть практическую роль в использовании своего опыта в достижении цели сокращения бедности, адаптируя его к местным условиям наименее развитых стран. Механизмы Сотрудничества Юг-Юг могут быть применены более эффективно, чем традиционные программы помощи СеверЮг за счет привнесения более актуального опыта и учета множественных потребностей наименее развитых стран.

12. В процессе реализации Стамбульской программы действий следует учитывать вызовы, стоящие перед наименее развитыми странами, страдающими от нестабильности и политических кризисов, поскольку это может воспрепятствовать получению и/или использованию помощи этими странами. При работе с наименее развитыми странами следует учитывать вопросы безопасности, политической нестабильности и гендерные аспекты.

E. Малые островные развивающиеся государства и роль Юга в финансировании устойчивого развития

13. Классификация многих малых островных развивающихся государств в качестве стран со средним уровнем доходов создает реальные барьеры для их устойчивого развития и препятствует достижению ЦРТ, будущих целей в области устойчивого развития и выполнению других всеобщих обязательств.

Критерии классификации малых островных развивающихся государств не

–  –  –

должны ограничиваться исключительно размером ВВП на душу населения и должны включать другие параметры недостаточного уровня развития и уязвимости этих стран.

14. Программы финансирования устойчивого развития малых островных развивающихся государств требуют новых инновационных механизмов финансирования, которые в состоянии идентифицировать и ослабить сложности, с которыми зачастую сталкиваются малые островные развивающиеся государства в доступе к существующим механизмам финансирования, а также способствовать созданию новых возможностей для мобилизации государственного и частного капитала.

F. Благотворительная деятельность как новый инструмент содействия сотрудничеству в интересах развития

15. Благотворительная деятельность может стать мощным инструментом сотрудничества в интересах развития, но она не заменяет собой и не заполняет пробелы для официальной помощи на цели развития.

Благотворительная деятельность скорее привносит важную дополнительную стоимость, выступая в качестве катализатора действий частного сектора и привлечения гражданского общества и содействуя поиску инновационных решений в сфере развития, особенно на местном уровне, посредством сети общественных фондов.

16. Для всесторонней реализации потенциала партнерства с сектором благотворительных организаций необходимы соответствующие шаги со стороны правительств, многосторонних организаций и благотворительных ассоциаций. Правительства должны создавать более благоприятные условия для благотворительной деятельности, особенно на Юге.

Многосторонним организациям следует на регулярной основе привлекать благотворительные организации и общественные фонды в качестве партнеров Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 25 при осуществлении деятельности, а также в процесс планирования и реализации Повестки дня в области развития на период после 2015 г. Фонды – посредством действий по достижению соответствующих глобальных и национальных целей и задач в области развития, что может стать основой для формирования тематических альянсов с организациями в сфере развития и для стран Юга, могут создать возможности для расширения грантовой деятельности.

G. Усиление роли частного сектора в сфере сотрудничества в интересахразвития

17. Стратегическое сотрудничество в интересах развития и другие формы сотрудничества должны усиливать отдачу от увеличения объемов частных инвестиций для достижения устойчивости и эффекта масштаба.

Помимо правительств, в программах в интересах развития должны более широко участвовать частный сектор, организации гражданского общества и другие структуры. Ожидается, что может быть выработана новая модель управления международным сотрудничеством в интересах развития, способная предотвращать шоки и кризисы с целью усиления защиты населения от негативных тенденций в сфере политики, безопасности, экологии и социальноэкономическом секторе.

18. При этом, международное сотрудничество может способствовать созданию благоприятных условий для развития частного сектора на неустойчивых и развивающихся рынках. Отдача от программ развития, в которых национальные участники и международные партнеры осуществляют совместную работу для обеспечения инклюзивного роста на основе рыночных принципов, зачастую выше, и их результаты являются более долговременными и трансформационными.

–  –  –

H. Прозрачность и подотчетность сотрудничества в интересах развития

19. Прозрачность деятельности всех участников, включая партнеров в рамках Сотрудничества Юг-Юг, а также частной помощи в целях развития, имеет важнейшее значение в формировании полной картины и повышении эффективности на страновом уровне и разъяснении гражданам, как расходуются ресурсы. В Повестке дня в области развития на период после 2015 г. повышение открытости и прозрачности всех потоков ресурсов поможет усилить эффективность сотрудничества в интересах развития и оказать поддержку развивающимся странам в реализации их ведущей роли в координации собственных программ в целях развития.

20. При этом, не все аспекты Сотрудничества Юг-Юг могут учитываться в финансовых и количественных данных – некоторые аспекты необходимо также отражать в качественном выражении. Следовательно, требуются устойчивые технические решения, разрабатываемые в рамках процесса консультаций и отражающие перспективы пользователей (партнеров), а не только организаций, предоставляющих помощь. Многосторонние организации могут содействовать выработке таких решений, возможно на основе существующих механизмов (но не ограничиваясь ими), в том числе, например, Международной инициативы в отношении транспарентности помощи.

–  –  –

Несмотря на то, что Казахстан продолжает оставаться получателем помощи развитию и входит в соответствующий список стран-реципиентов Организации экономического сотрудничества и развития, эта страна рассматривает участие в международных усилиях по оказанию помощи развитию необходимым элементом своей внешней политики и предпринимает усилия по созданию национальной системы содействия международному развитию.

9 апреля 2013 г. Президентом Республики Казахстан утверждена Концепция Республики Казахстан в сфере официальной помощи развитию5 (далее – Концепция). Контроль за исполнением настоящего Указа возложен на Администрацию Президента Республики Казахстан.

В законодательстве Республики Казахстан отсутствует регламентация понятия ОПР. В настоящий момент ведется работа над законопроектом «Об официальной помощи развитию» (рабочее название) и внесением поправок в Закон Республики Казахстан «О дипломатической службе Республики Казахстан» и Бюджетный кодекс Республики Казахстан.

–  –  –

Согласно Концепции политика Казахстана в сфере содействия международному развитию призвана способствовать стабилизации социально-экономической и политической ситуации в странах-партнерах, предотвращению незаконной миграции, борьбе с терроризмом и экстремизмом, формированию пояса добрососедства, укреплению международных позиций и позитивного имиджа Казахстана.

До последнего времени участие Казахстана в помощи развитию осуществлялась в основном на многосторонней основе, посредством добровольных взносов и участия в трастовых фондах финансирующих проекты помощи развитию под эгидой ООН. В 2011 г. объем такого сотрудничества превысил 2 млн. долл. США. В 2012 г. сумма выплат добровольных взносов Республики Казахстан в международные организации, которые могут быть определены как помощь развитию, составила более 2, млн. долл. США. В 2013 г. только в фонд АБР Казахстан выделил 5,4 млн.

долл. США на поддержку программ реализуемых в Центральной Азии6. В рамках соглашения между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан «О сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников» Казахстан предоставляет средства в Международный Фонд спасения Арала (МФСА), который предназначен для преодоления экологического кризиса и улучшения социально-экономического положения в бассейне Аральского моря.

Одним из немногочисленных примеров казахстанской ОПР в двустороннем формате является принятая в 2010 г. образовательная программа для студентов Исламской Республики Афганистан на сумму 50 Интервью главы Минэкономики Казахстана, 2014 г., URL: http://www.zakon.kz/4618878-kazakhstannameren-aktivizirovat-rabotu.html

–  –  –

млн. долл. США. Также за счет средств казахской стороны, выделенных Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», в Кыргызстане будут построены две школы и благоустроенна прилегающая к ним территория. Школы на 500 ученических мест будут построены в городах Бишкек и Ош.

Казахстан оказывает активную гуманитарную помощь своим соседям и другим развивающимся странам. В 2014 г. МЧС Казахстана окажет Афганистану гуманитарную помощь на сумму около 2 млн. долл. США7.

Официальная гуманитарная помощь на общую сумму около 220 тыс.

долларов была направлена в Республику Таджикистан8. Для борьбы с гуманитарным кризисом в Сомали Казахстан выделил 500 тыс. долл. США9.

В последние годы Казахстаном суммарно в качестве гуманитарной помощи и ОПР оказано помощи на сумму около 100 миллионов долларов США.

Казахстанская помощь пока не оформлена институционально.

Широко обсуждается необходимость создания подведомственной МИД РК специализированной организации с рабочим названием «Казахстанское агентство по оказанию помощи развитию и технического содействия KAZAID», организационно-правовая форма которой будет определена позднее. Ожидается, что координирующая роль в сфере СМР будет возложена на МИД РК, а реализация и техническое сопровождение ОПР закреплены за созданным юридическим лицом KAZAID.

По словам Министра иностранных дел Ерлана Идрисова, «привилегия процветания несет в себе долю ответственности. Казахстан работает над созданием агентства помощи KAZAID, которое будет оказывать крупную 7 Гуманитарная помощь Афганистану, 2014 г., URL: http://www.trend.az/regions/casia/kazakhstan/2275432.html 8 Гуманитарная помощь Таджикистану, 2012 г., URL: http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-othernews/46147gumanitarnuyu-pomoshch-na-40-mln-tenge-otpravil-kazahstan-tadzhikistanu.html 9 Гуманитарная помощь Сомали, 2011 г., URL: http://www.diapazon.kz/kazakhstan/kaz-politics/39617kazahstan-napravil-v-somali-500-tysyach-dollarov.html Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 30 техническую помощь странам Центральной Азии»10. Также ожидается, что в число приоритетных стран получателей казахстанской помощи войдут Афганистан и Пакистан.

С 2011 г. МИД РК получает активную поддержку от Программы развития ООН по вопросам повышения потенциала в сфере ОПР с целью создания специализированного агентства в данной сфере11. Вопросы повышения потенциала остаются актуальными и одним из источников релевантного опыта Казахстан видит Россию. В частности, в качестве положительного опыта в сфере ОПР в Концепции приводится пример Российской Федерации и создание в сентябре 2008 г. Россотрудничества.

–  –  –

Предлагаем вашему вниманию следующие материалы по тематике СМР:

1. Proposal of The Open Working Group for Sustainable Development Goals В документе изложены предложения рабочей группы по дальнейшему планированию целей устойчивого развития, которые предполагается рассмотреть и принять на 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

http://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/4518SDGs_FINAL_Pr oposal%20of%20OWG_19%20July%20at%201320hrsver3.pdf

2. Report of the Intergovernmental Committee of Experts on Sustainable Development Financing Доклад содержит предложения Межправительственного комитета экспертов по финансированию устойчивого развития по разработке стратегии финансирования устойчивого развития с целью привлечения ресурсов и их эффективному использованию для достижения целей устойчивого развития.

http://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/4588FINAL%20REPO RT%20ICESDF.pdf

3. The 2014 Human Development Report - Sustaining Human Progress:

Reducing Vulnerabilities and Building Resilience

–  –  –

Доклад представляет обновленные данные о существующих проблемах развития и предлагает пути решения проблемы обеспечения устойчивого развития.

http://hdr.undp.org/en

4. White paper on China's foreign aid В документе изложены основные принципы, направления и показатели китайского содействия международному развитию, в том числе наименее развитым странам и в рамках сотрудничества по линии «Юг – юг».

http://news.xinhuanet.com/english/china/2014-07/10/c_133474011.htm 5. «Кооперация Юг-Юг: вместе сильнее»

Интервью Дениса Дегтерева - к.э.н., заведующего кафедрой теории и истории международных отношений РУДН, доцента кафедры мировой экономики МГИМО (У) МИД России интернет-порталу некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам» (НП РСМД) о международном сотрудничестве по линии «Юг – юг».

http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4353#top

–  –  –

Взаимная подотчетность (Mutual accountability) – один из принципов Парижской декларации, который заключается в том, что доноры и страныполучатели обязуются предоставлять друг другу отчеты о деятельности в сфере содействия развитию.

Техническое сотрудничество (Technical Cooperation) – в контексте СМР, передача знаний, технического опыта и «ноу-хау» развивающимся странам. Осуществляется в двух основных формах: 1) независимым образом, то есть предоставление технологий в целях увеличения национального потенциала, независимо от реализации конкретных инвестиционных проектов; 2) предоставление средств, необходимых для финансирования поставок, и оказание технических услуг, необходимых для реализации конкретных инвестиционных проектов.

Грантовый элемент (Grant Element) – или грант-элемент – показатель льготности кредита (займа), предоставленного в рамках официальной помощи развитию. Показывает, какую часть платежа в счет погашения долга кредитор недополучит в условиях предоставления кредита на более льготных условиях, чем действующие рыночные. Рассчитывается математически как отношение разницы между нарицательной стоимостью кредита (займа) и приведенной стоимостью обслуживания долга (суммой дисконтированных будущих платежей по обслуживанию долга), рассчитанной по ставке дисконтирования 10%, к величине нарицательной стоимости займа. К факторам, определяющим величину грант-элемента, относятся льготный период (период с момента подписания кредитного соглашения до первого платежа в погашение основной суммы долга), количество платежей в год, длительность выплат, ставка дисконтирования, процентная ставка в течение Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество

- 34 льготного периода, процентная ставка в течение периода обслуживания долга, срок погашения долга, общее количество платежей.

Прочее официальное финансирование (Other Official Flows, OOF) – транзакции официальных органов странам-партнерам, определенным в качестве получателей ОПР в списке КСР ОЭСР, которые не соответствуют критериям отнесения к ОПР в части целей помощи или объема грантового элемента.

Ремиттанс (Remittances) – средства, которые одно лицо или домохозяйство посылает другому лицу или домохозяйству. Как правило, это денежные переводы, но определение также включает в себя закупку и пересылку товаров. В контексте содействия развитию под ремиттанс в основном подразумевают переводы от мигрантов их семьям, оставшимся в родных странах.

Глоссарий составлен на основе определений, данных в тематическом пособии «Основные международные инструменты и понятийный аппарат в сфере международного содействия развитию» ИМОМС ГУ ВШЭ и курса лекций «Содействие международному развитию» Всемирного Банка.

–  –  –

Ответы на кроссворд высылайте по адресу: m.serebryakova@rs-gov.ru Первым трем победителям будут вручены памятные призы с символикой российского СМР.

–  –  –

Управление содействия международному развитию (СМР) Россотрудничество




Похожие работы:

«СТРАНОВОЙ ОТЧЕТ О ХОДЕ РАБОТЫ ДЛЯ ССГАООН АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Отчетный период: январь 2008г. декабрь 2009 г. Дата представления: 01.03.2010 I. Содержание Термины и сокращения..3 II. Краткий обзор..5 Ш. Обзор эпидемии ВИЧ-инфекции..1 IV. Национальные меры в ответ на эпидемию СПИДа.33 V. Наилучшая практика..5 VI. Основные проблемы и меры для их устранения.55 VII. Поддержка со стороны партнеров по процессу развития в стране.5 VIII. Условия для мониторинга и оценки.62 ПРИЛОЖЕНИЯ..65...»

«Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 130400.65 Горное дело Специализация 130401.65 «Подземная разработка месторождений полезных ископаемых» Форма обучения заочная Год набора 2014 Квалификация (степень) по ФГОС специалист Специальное звание Горный инженер Междуреченск 2014 Оглавление 1. Общие положения 1.1. Основная образовательная программа (ООП) подготовки специалиста (программа специалиста) 1.2. Нормативные документы для разработки...»

«Управление образования Администрации Агаповского муниципального района Челябинской области Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Ржавская средняя общеобразовательная школа Агаповский район, п.Ржавка, ул. Восточная, 21 Утверждаю: Начальник лагеря _/ Купревич А.А./ Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря «РОСТОК» 2015 год Информационная карта программы Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным Полное название пребыванием «РОСТОК»...»

«R CDIP/11/9 ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ ДАТА: 18 НОЯБРЯ 2013 Г. Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) Одиннадцатая сессия Женева, 13 17 мая 2013 г. ОТЧЕТ принят Комитетом Одиннадцатая сессия КРИС прошла с 13 по 17 мая 2013 г. 1. На сессии были представлены следующие государства: Албания, Алжир, Ангола, 2. Аргентина, Австралия, Австрия, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Бенин, Боливия (Многонациональное Государство), Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бразилия, Болгария, Буркина-Фасо,...»

«Belarus Fashion Week SS 201 2125 октября 201 Belarus Fashion Week SS 2125 октября 20 Содержание: О проекте Belarus Fashion Week Расписание Belarus Fashion Week Spring-Summer 2016 Дизайнеры-участники Belarus Fashion Week Spring-Summer 2016 Программа поддержки молодых дизайнеров Off Schedule BFW Конкурс молодых дизайнеров New Names BFW Fashion Blog Competition BFW Kids’ Fashion Days BFW Официальные партнеры Belarus Fashion Week Spring-Summer 2016 3 Партнеры Belarus Fashion Week Spring-Summer 2016...»

«Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 17» г.о. Электросталь УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Гимназия № 17» _ \И.С. Бальчунас \ Приказ № 132-0 от 31.08.2015 г.. Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) (изучение на базовом уровне) 4в класс Составитель: Загребина Елена Валентиновна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2015 – 2016 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество)...»

«Проект «Команда Губернатора Ваша оценка» УТВЕРЖДАЮ Начальник Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области А.М. Завгородний «30»декабря2014 года Публичный доклад о результатах деятельности Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области за 2014 год СОГЛАСОВАНО Заместитель Губернатора области В.В. Рябишин «30»декабря2014 года Вологда 2014 год Аннотация Публичный доклад является аналитическим документом о деятельности Департамента по...»

«СОДЕРЖАНИЕ СТР.1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ 6 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ 17 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРАКТИКИ 18 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ ПП.02.01.01 Сестринский уход при заболеваниях терапевтического профиля 1.1. Область применения программы Рабочая программа производственной практики – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный лингвистический университет» Евразийский лингвистический институт в г. Иркутске (филиал) АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ДВ.3.1 Интеграционные процессы в регионе специализации (индекс и наименование дисциплины по учебному плану) Направление подготовки/специальность 41.04.01 Зарубежное регионоведение...»

«Программа инновационного развития ОАО «ФСК ЕЭС» до 2016 года с перспективой до 2020 года Утверждена Советом директоров ОАО «ФСК ЕЭС» (протокол от 07.04.2011 № 128) Москва, 2011 год Оглавление ПАСПОРТ ВВЕДЕНИЕ ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО 1. УРОВНЯ ОАО «ФСК ЕЭС» В СРАВНЕНИИ С ЗАРУБЕЖНЫМИ КОМПАНИЯМИАНАЛОГАМИ Методические подходы к оценке 1.1. Выбор перечня компаний для проведения сравнительного анализа 1.2. Оценка технологического уровня 1.3. 1.4. Оценка существующих и...»

«ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 166 Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы вечерней (сменной) общеобразовательной школы №166 на 2014-2015 учебный год по «ГЕОМЕТРИИ» для 10 класса Москва 2014 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Рабочая программа по геометрии для 10 класса составлена на...»

«Бюллетень Будапештского водного саммита Будапештский водный саммит: Роль водоснабжения и санитарии в мировой повестке дня по устойчивому развитию 8-11 октября 2013г. Будапештский водный саммит был организован 9-11 октября 2013 года в Будапеште (Венгрия). На саммите собрались правительства, международные организации, представители гражданского сообщества, научных кругов и частного сектора. В частности, на саммите обсуждались работы внутри и вне системы ООН по выработке целей, связанных с водой,...»

«ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства РФ от 05.03.2004 г. №1089) и Учебного плана МБУ гимназии № 48 на основе Программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П., Дронов составитель Е. В.Овсянникова. – М.Дрофа, 2010 г. Рабочая программа конкретизирует содержание...»

«Поздравление с 8 марта от Группы компаний «Адепт» СОДЕРЖАНИЕ НОВОСТИ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РЕЛИЗЫ ВЕРСИЙ СПРАШИВАЛИ – ОТВЕЧАЕМ! РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ КОПИЛКА ПОЛЕЗНОГО ДЛЯ СМЕТЧИКА НОРМАТИВНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ВЕБ-СИСТЕМА «АДЕПТ: ИНФОРМ» СТРАНИЧКА ИНТЕРЕСНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ГК «АДЕПТ» НОВОСТИ Минстрой усовершенствует процедуру госэкспертизы проектной документации Министерство строительства и ЖКХ России приступило к Он также обратил внимание на снижение совершенствованию...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 города Чехова Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор школы К.В.Значков Приказ № _ от «» 2015 года РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Кружок Дорогою добра Ступень обучения (класс) начальное общее образование 1класс Количество часов 33 Уровень базовый Учитель Программа разработана в соответствии с авторской программой И.А Кузьмина «Азбука истоков». 2015 год Пояснительная записка Данная рабочая программа кружка...»

«Западное управление министерства образования и науки Самарской области Куда: Ульяновска я область ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр г.о.Сызрань Самарской области» Окружной семинар для музыкальных руководителей структурных подразделений реализующих, основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Игра на музыкальных инструментах как проявление творчества детей дошкольного возраста» 20 декабря 2013 года Место проведения: г. Сызрань, ул. Астраханская, 3 «А», СП ГБОУ СОШ № 21 г. Сызрани...»

«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Котовска Тамбовской области Рабочая программа По учебному предмету «Математика» 10 класс (базовый уровень) Котовск 2015-2016 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа базового курса по алгебре и началам анализа для 10 класса составлена по модульному принципу (модуль «Алгебра», модуль «Геометрия») на основе федерального компонента...»

«Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Становое Рассмотрено: Согласовано:Утверждаю На заседании МО зам. директора по УВР Директор школы Протокол № _ от_ приказ №от_ _ _ Руководитель МО /Стрельников А.Б./ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА во внеурочной деятельности « Я и мой край» Учитель: Петрищева Ирина Ивановна КЛАСС Количество часов в неделю в год 1в 1 33 2014-2015 уч. год Пояснительная записка Данная программа составлена на основе авторской С.Л. Посмитной...»

«Приложение к приказу Западно-Каспийского бассейнового водного управления от 30.09.2014 г. № 51/а-П СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ РЕК БАССЕЙНА КАСПИЙСКОГО МОРЯ НА ЮГ ОТ БАССЕЙНА ТЕРЕКА ДО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ Приложение 7. Пояснительная записка к Книге 5 Лимиты и квоты на забор воды из водных объектов речного бассейна и сброс сточных вод Состав проекта СКИОВО РЕК БАССЕЙНА КАСПИЙСКОГО МОРЯ НА ЮГ ОТ БАССЕЙНА ТЕРЕКА ДО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ (РОССИЙСКАЯ ЧАСТЬ...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Направление подготовки: 190600.62 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов Профиль подготовки / специализация: «Автомобили и автомобильное хозяйство» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр...»







 
2016 www.programma.x-pdf.ru - «Бесплатная электронная библиотека - Учебные, рабочие программы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.